В силу пункта 20 части 1 статьи 14 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя:
- принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта;
- официальную публикацию сообщения о принятии такого решения;
- проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентам, документам территориального планирования;
- направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку;
- проведение публичных слушаний по проекту;
- представление проекта главе местной администрации.
Изменения в генеральный план муниципального образования и в правила землепользования и застройки были внесены принятыми собранием представителей муниципального образования Заокский район решениями от 13.02.2015 № 24/118 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района», от 30.07.2015 № 31/153 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района», от 07.10.2015 № 32/168 № «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района» и от 04.02.2016 № 38/205 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района».
Проекты указанных решений были проверены Прокуратурой Заокского района (информация от 14.07.2015 № 22-01-2015/2801, 28.08.2015 № 22-01-2015/3369 и от 02.02.2016 № 22-01-2016/223). По результатам проведенной проверки главе администрации была направлена информация о том, что данные проекты необходимы для регулирования правоотношений в градостроительной сфере, содержат достаточно положений для достижения заявленной цели правового регулирования. Прокуратура Заокского района также пришла к выводу о том, что в проектах решений отсутствуют положения, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоотношений.
Помимо этого проект генерального плана и сопутствующая документация были согласованы с Министерством культуры и туризма по Тульской области, а также с Правительством Тульской области. Последнее вынесло Заключение по результатам рассмотрения проекта изменений в генеральный план МО Малаховское Заокский район от 12.01.2015 № 55-К-22/22и.
Решения собранием представителей муниципального образования Заокский район приняты в установленном законом порядке и опубликованы в общественно-политической газете «Заокский вестник» (выпуски от 18.02.2015, от 05.08.2015, от 14.10.2015 и от 10.02.2016).
С законностью согласен даже суд. На стр.7 решения Тульского областного суда от 10.02.2017 по делу № 3а-84/2017 указано: «…суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом решения приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов».
Однако на завершающем этапе регистрации прокурором Заокского района Тульской области был подан иск к администрации Заокского района на предмет исключения земельных участков с кадастровыми номерами: 71:09:020201:2645, 71:09:020201:2646, 71:09:020201:2647, 71:09:020201:2648, 71:09:020201:2649, расположенные по адресам: Тульская область, Заокский район, МО Малаховское, 580 метров, 530 метров, 505 метров, 425 метров, 380 метров юго-западнее деревни Дворяниново соответственно, а также земельный участок с кадастровым номером 71:09:020201:903 (позднее разделенный на 170 участков), расположенный по адресу: Тульская область, Заокский район, 1200 метров от деревни Русятино, из территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами, возвратив их в зону сельскохозяйственных угодий. На основании заявления прокурора Заокского района суд вынес Определение о наложении обеспечительных мер – приостановлении регистрационных действий на вновь образованные 170 участков.
В своих исковых требованиях прокурор ссылается на Постановление Губернатора Тульской области от 05.01.1995г. N5 и картографический материал с охранными зонами от 14.12.1990 года. Однако охранные зоны, предусмотренные постановлением и картографическими материалами, кроме охранной зоны непосредственно музея-усадьбы, на государственном кадастровом учете не стоят, их фактические границы не определены, никаких данных об ограничении какой-либо хозяйственной деятельности на указанных землях в официальных общедоступных источниках не имеется.